Модальности (методы) психотерапии и психологического консультирования в Российской Федерации
Макаров Виктор Викторович — президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», избранный президент Азиатской Федерации психотерапии, вице-президент Всемирного Совета по психотерапии, заведующий кафедрой психотерапии и клинической психологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, д.м.н., профессор. Москва, Россия.
Теперь уже много лет каждые три месяца собирается комитет Направлений и методов (модальностей) психотерапии и психологического консультирования Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. Каждый метод психотерапии стоит особняком и отличается от других. Вместе с тем, все мы признаем принадлежность к единой профессии — психотерапии. Исторический ракурс данной темы уходит корнями в конец восьмидесятых, начало девяностых годов прошлого века. Когда через приоткрывающийся, затем открывшийся, затем рухнувший железный занавес в нашу страну хлынула западная психотерапия и восточные практики. В этом, как в дальнейшем оказалось, довольно мутном потоке были и отдельные жемчужины. Мы встретились с большим числом новых методов психотерапии (модальностей). Представители каждой из них доказывали преимущество своего метода и были весьма конкурентно и критически были настроены к другим модальностям. Они принесли конкуренцию модальностей. В последующем оказалось, что они не были известными специалистами как в провозглашаемых ими модальностях, так в стране своего проживания. Напомню, что в советской психотерапии было четыре метода: гипноз, аутогенная тренировка, рациональная психотерапия и новейший для того времени метод личностно ориентированной, реконструктивной психотерапии. Первые три метода были доступны всем психотерапевтом. Четвертый стоял особняком, и его приверженцы работали только в нем.
В настоящее время современная психотерапия и многие области психологии, которые занимаются помощью, а так же смежные области, такие как коучинг и другие, всегда используют в своей деятельности методы психотерапии, далеко не всегда называя их своими именами.
Более того, ряд организаций, учебных структур и множество отдельных специалистов, обсуждая свои подходы в практике и науке, далеко не всегда сообщают о принадлежности к модальности. С нашей точки зрения все, что делается в психотерапии и психологическом консультировании, осуществляется в рамках определенных методов (модальностей). А если это не так — значит, это новая модальность или, по крайней мере, авторский метод. И каждый из авторских методов, пройдя процедуру признания, приобретает права в качестве такового.
Вэтойобласти мы несомненно разделяем позицию международных объединений психотерапевтов, куда мы входим и представляем нашу страну. Так Европейской Ассоциации Психотерапии сегодня признается 21 модальность, в Азиатской Федерации Психотерапии — 25 модальностей, тогда как Всемирный Совет по Психотерапии признает 15 модальностей. Среди 50 модальностей и 7 кластеров, признанных в Российской Федерации, есть модальности, заимствованные в Западной Европе и Северной Америке, при этом, большинство составляют отечественные модальности. Да и западные модальности для успешной работы в нашей стране прошли длинный путь адаптации к нашим реалиям.
Сегодня у нас сложилась и функционирует троичная система признания методов психотерапии: авторский метод; модальность или метод психотерапии и кластер психотерапии. Авторский метод — метод психотерапии, связанный с конкретным автором, который, возможно, не будет работать без участия автора Каждый авторский метод психотерапии обязательно располагает своей теорией и технологиями работы. Он может не иметь образовательную программу и большое число последователей. Мы поддерживаем авторские методы. Они проходят процедуру признания и мы ведем реестр авторских методов психотерапии и консультирования (oppl.ru). Метод (синоним — модальность) психотерапии описывается как совокупность оригинальных методик психотерапии, объединенных концептуально, теоретически на известной, оригинальной, синтетической теоретической основе и заключает в себе четыре критерия: наличие собственной теории, практики (технологий), образования (учебной программы), наличия последователей. По-видимому мы будем пересматривать само понятие модальности и рассматривать каждую модальность, насколько она соответствует высокому статусу метода психотерапии.Кроме авторских методов и модальностей мы дополнительно выделяем кластеры психотерапии. Это объединения нескольких модальностей для решений задач в определённой области. Так развиваются кластеры: психотерапия боли; психотерапия психосоматических нарушений; духовно ориентированная психотерапия; психотерапия здоровых; игропрактика в терапии и психологическом консультировании; философско-психологическое консультирование; психологический, психотерапевтический коучинг (oppl.ru).
Основными в этой системе конечно же являются модальности или методы психотерапии. Чтобы называться модальностью нужно опираться на свою теорию, располагать своей системой технологий работы, иметь значительное число последователей и систему образования в своей модальности. Численность последователей мы оцениваем по числу участников от модальностей в наших конгрессах и регулярности организации секций и конференций на наших обьединенных конгрессах. А теперь ещё и Псифестах и фестивалях модальностей. Образование в модальностях осуществляется в четырех частной парадигме. Где есть теория, практика, учебная супервизия и учебная личная терапия. И пятая составляющая это участие в балинтовских группах. Образование зачастую проводится в модальностях с привлечением партнеров. И в первую очередь 1 Университета.
04.05.2024Отличная возможность быть всегда в курсе новостей Союза.
Цель симпозиума: объединить усилия специалистов для повышения эффективности психологической помощи семьям. Организовать пространство сотрудничества и поддержки между специалистами, оказывающими помощь семье. Обмен и интеграция опыта.
Трехуровневая модель глубинной супервизии,интеграция в практику: Концептуальная основа трехуровневой модели супервизии. Мы создаем среду для профессионального роста супервизоров!